Блог

Два взгляда на манипуляции

Два взгляда на манипуляции

Манипулировать или управлять?

В обыденной практике слово «манипуляция» имеет исключительно негативную окраску. В этом случае, манипуляция — скрытый способ заставить нас делать то, что мы делать не хотим. Слово «скрытый» здесь ключевое. Потому, что манипуляция в психологическом смысле работает только пока она не осознается человеком. Лишь позднее мы понимаем, что стали жертвами уловок манипулятора. Если же вы точно знаете, что в данный момент вами «вертят, как хотят», вы на это не согласитесь и будете сопротивляться. Как правило, для достижения своих целей манипулятор использует такие эмоции как зависть, чувство вины, злость, тщеславие и так далее.

Если применить понятие слова «манипуляция» в более широком смысле, то оно может означать не что иное, как «управление». Например, в технической сфере манипулятор — это механизм, робот, при помощи которого совершается определенная работа, решается поставленная задача. Таким образом, какой окрас принимает манипуляция зависит от цели, которую ставит манипулятор или управленец. В тех случаях, когда требуются коллективные действия, когда необходимо группу людей переформатировать в команду с единой целью, всегда важна личность лидера, того, кто возьмет на себя ответственность за команду в целом, за каждого отельного члена. И тогда манипуляция становится руководящей и направляющей силой. Давайте признаемся честно, довольно большое число людей с готовностью присоединятся к кому-то более сильному, более уверенному, к тому, кто скажет: «Я знаю, как надо!»

manipulation2

Манипулятор и его методы управления

Манипулятор берет на себя ответственность за то, на что он вас сподвигнул. Давайте рассмотрим, что это за методы, как они работают и как им эффективно противостоять. Все техники работают в момент общения, коммуникации.

Первым вариантом манипуляций будет структурирования информации в самом сообщении.

Основных способа три: обобщение, упущение и искажение.

  • Обобщение — это когда из единичного факта или события делается глобальный вывод и преподносится нам, как типичный, регулярный. Например, это из разряда «Все мужики — козлы, а все бабы — дуры». Это очень частый способ манипулирования. Его легко уловить по использованию слов «все, всегда, никогда …». Муж жене говорит: «Всегда ты борщ пересаливаешь!»  Защититься от такой манипуляции довольно легко. Надо лишь в ответ задать вопрос: «Всегда, всегда? Что, разве не было ни одного случая, когда я все сделала нормально?!» Конечно было, ну хоть один то точно был. И тогда  вся лингвистическая конструкция манипулятора  рушится. Раз хоть однажды это случилось, то все утверждение неверно.
  • Упущение – это исключение из сообщения части важных фактов, аргументов, которые могли бы опровергнуть всю конструкцию манипулятора. В этом случае он использует идею, что если прямо сейчас этого нет, то этого в принципе нет и быть не может. В качестве примера можно привести поведение подозреваемого на допросе у следователя. Он намеренно исключает из своего повествования факты, которые могут доказать его виновность, а задача следователя эти факты выявить.
  • Искажение — это либо намеренное вранье, либо использование в своей речи не конкретных определений, а категорий или оценочных суждений. К примеру, два человека обсуждают третьего. На просьбу охарактеризовать его, один из них говорит: «Да, Вася — человек хороший!» Казалось бы, все понятно, но так ли это? Что значит «хороший человек»? Он хороший семьянин или хороший работник, или честный человек, или все это одновременно? «Хороший» — это какой? Этот способ манипуляции сразу можно уловить по использованию слов-оценок: плохой-хороший, много-мало, высокий-низкий и т.д. Они не содержат в себе конкретного критерия. Частенько таким способом пользуются дети, когда отвечают на вопрос: «Почему по контрольной тройка?» Они отвечают: «Не знаю, я все задания сделал!». Вопрос как.

manipulation

Вторым способом можно считать провокацию. Смысл провокации — в использовании силы сопротивления. Всем известно, что мячик, кинутый в стену, отскочит по закону «угла отражения». Значит, чтобы мяч отскочил туда куда мне надо, я заранее задам ему нужную траекторию. Так и в общении. Если я знаю, что мой оппонент будет сопротивляться (фактически, он будет «стеной», от которой отскочит мячик), я заранее буду отправлять ему такую коммуникацию, реакция на которую будет соответствовать моему ожиданию. Это довольно сложный прием и требует отработки навыка. Давайте рассмотрим, как это выглядит на практике.

Ребенок не хочет учить английский, а родитель пытается добиться, чтобы тот сел за уроки. Как выглядит их диалог:

Ребенок:

— Я не буду учить английский!

Родитель:

— Да… я уже понял, что ты не способен на это … да… ничего страшного. Многие люди не владеют английским и ничего. Подумаешь. Правда, ты не поступишь в институт и не сможешь получить достойную работу … ну ладно

Ребенок:

— Отчего же я не поступлю, я поступлю, не везде же английский нужен!

Родитель:

— Ладно … если ты не способен выучить английский, то возможно и другие предметы ты тоже не сможешь освоить … но это не беда. На стройку пойдешь, нормальная работа… Правда, тогда твоя мечта стать программистом не реальна. Ну и ладно. Миллионы людей работают не по призванию …

Ребенок:

— Отчего же я не способен, я в принципе могу, просто не охота!

Родитель:

— Это ты так просто говоришь, а на самом деле не можешь.

Ребенок:

— Да могу я!

Родитель:

— Точно?! Когда начнешь учить? …

И дальше надо зафиксировать данное обещание.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию, когда можно защитить себя от провокатора. Тут все довольно просто. Как только вы поняли, что вас провоцируют, первое что необходимо — это перестать сопротивляться. Ведь именно ваше сопротивление дает силу провокатору. На каждую фразу провокатора, вы соглашаетесь, но вставляете слова «иногда, порой, в какие-то моменты…».

Провокатор:

— Ты слабак!

Вы:

– Ну, да… иногда я могу проявить слабость.

Провокатор:

— Да ты вообще ни на что не способен!

Вы:

— Каждый из нас в некоторые моменты жизни бывает не в лучшей форме…