Блог

Про отношения или почему не надо влюбляться в тех, кто не обращает на тебя внимание. Часть 2.

Про отношения или почему не надо влюбляться в тех, кто не обращает на тебя внимание. Часть 2.

Часть 2-я.

Этапы и циклы семейной жизни,

кризисы семейных отношений

 

Про отношения или почему не надо влюбляться в тех, кто не обращает на тебя внимание. Часть 2.

Не смотря на все многообразие запросов клиентов по поводу испытываемых ими проблем в отношениях, всегда можно найти какие-то общие признаки. Каждый этап жизненного цикла семьи может сопровождаться соответствующими ему проблемами.  Если обобщить несколько версий, описанных известными психологами, можно выделить шесть основных этапов в жизни каждой семьи:

 

1 – добрачный период.

На этом этапе каждый человек реализует свою потребность  в общении и развитии отношений с противоположным полом, потребность любить и быть любимым, поиск и выбор брачного партнера.

Основная проблема на этом этапе и самый частый запрос в том, что у человека не получается удовлетворить эти потребности. Либо нет навыков общения и установления контактов с противоположным полом, либо выбор партнера происходит однотипно, по шаблону. При этом шаблон не осознается, а выбор признается не подходящим.

 

2 – создание новой семьи, брачный союз.

На этом этапе происходит установление новой системы отношений. Молодые супруги адаптируются к новым ролям и новой версии ответственности не только  за себя, но и за семью. Начало формирования нового сознания «Мы» и совместного понимания будущего семьи и планирования детей.

Кризисные моменты этого этапа: начало совместной жизни неминуемо ведет к тому, что супруги вынуждены адаптироваться друг к другу. Это не всегда удается. Что и  становится сильным стрессором. Также частой причиной распада отношений является неумение договариваться о тех ролях, который каждый будет исполнять в этом тандеме. Особенно сложным являются вопросы доминирования в семейных отношениях и распределение бюджета. В отечественных реалиях существует еще такая проблема, как проживание на одной территории вновь образованной семьи и их родителей. Кроме всего прочего, приходится еще решать проблему выстраивания границ и автономии от семьи прародителей.

 

3 – семья с маленькими детьми.

Первое и самое главное в этом этапе – это новые роли в семье. Теперь кроме ролей супругов у них появляется роль родителя и вместе с этим новая ответственность уже за ребенка. Меняется структура семьи. Возникает необходимость пересмотра обязанностей и принципов бюджетных затрат. Дополнительной темой для совместных договоренностей становится тема профессиональной деятельности жены, поскольку на период ухода за малолетним ребенком ей приходится отказаться от профессиональных амбиций, а впоследствии необходимо решать вопрос о возврате ее в активную социальную жизнь.

Кризисные моменты этого этапа: самой большой проблемой может стать, если рождение ребенка оказалось незапланированным. Увы, но для некоторых молодых людей порой оказывается новостью, что от интимной жизни рождаются дети. Появление ребенка, который на данном этапе вовсе не входит в жизненные планы и цели, является сильным стрессором и главной причиной разрыва отношений. Никто не готов поступиться своими свободами и интересами.

Часто среди запросов клиентов этого периода жизни встречаются жалобы на то, что супруги совершенно по разному видят свои роли в воспитании детей и сами воспитательные подходы. Например, для мужчин характерен «уход в работу» дабы таким образом уменьшить нагрузку, связанную с хозяйственными заботами. Для женщин же характерен такой воспитательный подход, как «избегание конфликтов», когда ребенку внушается необходимость избегать вообще любых конфликтов и необходимость отстаивать свои границы. Особенно плохо это влияет на мальчиков, впоследствии приводит к отсутствию у человека лидерской позиции как таковой.

Из-за перечисленных сложностей период 3 – 7 лет в браке характеризуется утратой романтических отношений, повышением эмоциональной напряженности, ростом числа конфликтов и возможным появлением чувства неудовлетворенности браком.

 

4 – семья с детьми-подростками.

В этот период происходит столкновение или пересечение двух кризисных этапов: родители вступают в этап кризиса среднего возраста, когда происходит осмысление жизненного пути и подведение неких итогов, а подростки вступают в период осмысления своего «Я-взрослый», очерчивания новых личных границ. Все это характеризуется повышенной тревожностью в системе и необходимостью выстраивать новые принципы взаимоотношений. На этом этапе и у родителей и у подростков встает вопрос собственной реализации в профессиональном аспекте и карьерном росте.

Кризисные моменты этого этапа: именно на этом этапе вследствие переоценки итогов жизненного пути, может происходить обесценивание партнера, снижение удовлетворенности браком, поиск новых возможностей реализовать себя как-то  иначе, возможно с другим партнером, желание начать жить с «чистого листа». Часто случается ситуация, когда один из супругов «застрял» в своем развитии на каком-то раннем этапе и не хочет двигаться дальше, тогда как второй считает это одной из главных своих жизненных потребностей.  Это неминуемо ведет к разрыву.

Часто именно в этот период обостряются давние подавленные конфликты, поскольку необходимость «жить совместно ради детей» прекращается. Возникает противоречие между потребностью реализоваться самому в новом качестве и необходимостью продолжать «тащить  старую телегу».

 

5 – этап отделения взрослых детей от родителей

Отличительной чертой этого этапа является формирование новой системы отношений между родителями и детьми по принципу «взрослый-взрослый». На этом этапе происходит прекращение родителями воспитательной функции и возможно формирование новых отношений с мужем дочери  или с женой сына. Возможно возникновение отношений с внуками. На этом этапе происходит возврат к собственно супружеским отношениям (диада).

Кризисные моменты этого этапа: прекращение родительских отношений, исполняемых долгие годы, может приводить к некой утрате смыслов и необходимости поиска неких новых. На этой почве часто возникают попытки активного вмешательства в жизнь взрослых детей, стремление продолжать быть для них «незаменимым», а то и просто навязывать взрослым детям свои убеждения и жизненные цели. Стремление оказывать давление на жизнь взрослых детей приводит к конфликтам и к разрыву отношений.

 

6 – этап, сопряженный с выходом на пенсию.

Этот этап не является предметом нашего рассмотрения.