Блог

Иллюзия частотности (феномен Баадера — Майнхоф)

Иллюзия частотности (феномен Баадера — Майнхоф)

«Мы с вами уже встречались…»

Наверняка в вашей жизни бывало так, что, прочитав что-то интересное, или просто получив новую информацию, вы начинали встречаться с этим в реальной жизни на каждом шагу. Ну например, вы утром в новостях слышали что растет заболеваемость гриппом, и уже по дороге на работу, замечаете, что очень много появилось людей в защитных масках. Вчера их было столько же, но вы не замечали. Это отнюдь не совпадение, это один из эффектов работы психики. Этот эффект называется «иллюзия частотности». Подразумевается, что недавно узнано информация, появившаяся вновь через короткое время, воспринимается как очень часто повторяющиеся. Этот эффект является результатом работы двух особенностей нашей психики :

–  фокус внимания (или селективность внимания),

– потребность в подтверждении своей точки зрения.

Иллюзия частотности (феномен Баадера — Майнхоф)

Мы часто сталкиваемся с одной и той же информацией. Но мы не обращаем на неё внимания до тех пор, пока у нас не сформировано понятие о предмете или о сути этой информации.  Но как только мы это понятие сформируем, то мы фактически создаем некий фильтр, через который начинаем воспринимать эту реальность. Следовательно, мы ищем теперь в окружающем мире то, что может подтвердить наш опыт. И мы естественно находим эти подтверждения. Это случается не потому, что это событие или этот факт стали чаще происходить, а потому что мы стали чаще обращайтесь внимание. Мы создали некий «проход, дверь» в наше сознание.

Кроме того, мы склонны во всех событиях находить закономерности. И когда мы начинаем встречать, то о чём только что узнали, то мозг нам говорит: «О! это не обычное совпадение!» Хотя это не более, чем эффект «фокуса внимания». Нам проще сказать, что услышанный утром гороскоп,  к вечеру сбылся, чем припомнить тысячу случаев, когда этого не произошло.

Феномен «иллюзии частотности» целенаправленно используется в рекламе. Услышав название нового бренда, или увидев его, мы неосознанно всё чаще фиксируем внимание на нём уже повседневной жизни, в магазинах, еще где-то. Или например, клиент, побывав у психотерапевта на консультации, и проговорив с ними свои дезадаптивные способы  реагирования, дальше всё чаще  обращает на них внимание. А в последствии старается их корректировать. Это создает необходимый терапевтический эффект.

В общем, всему есть объяснение …