Блог

Психология бизнеса. Как быстро разобраться какие сотрудники у вас работают.

Психология бизнеса. Как быстро разобраться какие сотрудники у вас работают.

«Когда в товарищах согласья нет, 

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

только мука.» (И.Крылов)

 

      Сколько людей, столько и мнений. Эта фраза давно стала аксиомой. Как бы было здорово, когда все ваши предпринимательские планы и идеи воспринимались сотрудниками вашей компании в унисон и без сопротивления. Вот такая мечта бизнесмена. В моей картине мира настоящий бизнес, пусть даже малый, начинается тогда, когда предприниматель принимает решение набрать к себе в команду сотрудников. Это требует уже иных навыков от собственника бизнеса. Надо из группы кандидатов отобрать нужных ему специалистов, обучить их, а дальше все по классике: планирование, организация, мотивация и контроль. Эффективность работы компании будет зависеть от того, что представляют из себя ваши сотрудники, как они видят свою роль, что  думают о вас, как о руководителе, как относятся к своей работе и еще много чего, что можно услышать в ответ на вопрос: «Зачем ты тут работаешь?»

     Психология бизнеса. Как быстро разобраться какие сотрудники у вас работают.

     В этой статье, я затрону только один аспект – отношение сотрудника к своей работе. Несколько лет назад мне очень понравилась методика известного бизнес-тренера Сергея Филиппова, согласно которой всех сотрудников можно условно поделить на четыре категории:

– «человек в кепке» (работник на своем месте)

– «звезда»

– «амёба»

– «корпоративный черт»

Итак, кто есть кто?

«Человек в кепке» – это сотрудник, который из дня в день точно и пунктуально выполняет свои обязанности. Он ежемесячно выдает вам 101% плана, но при этом работает ровно положенные ему 8 часов в день, от звонка до звонка. Выйдя за дверь, его перестают волновать производственные проблемы, его голова занята домом, семьей, своим хобби прочее. Он абсолютно лоялен компании, но генератором идей он не будет.

«Звезда» – это особый тип сотрудников, таких, как правило, в компании мало либо вообще один. Он показывает сверх-результаты , 200%  – 300% плана. Его клиенты делают практически всю выручку компании. Он работает сверхурочно. Но в то же время, такой работник прекрасно осознает свою ценность и может позволить себе определенные вольности. Например, регулярные опоздания. Звезды амбициозны и требуют особого внимания руководителя, и для них следует создавать специальные условия и договоренности.

«Амёба» – эта категория сотрудников очень напоминает человека в кепке. Но это  только кажется. Единственное, что их объединяет это работа от «звонка до звонка». Амёба совершенно не заинтересован работать эффективно. Обычно это  люди, которым в принципе вообще без разницы, где работать. На работу они ходят, просто потому, что надо же куда-то  ходить на работу.  Признаки амёбы: нерегулярное выполнение плана (месяц есть, два месяца нет), каждый раз причины невыполнения плана – это вина других людей или обстоятельств (программа не работала, клиенты в отпуске, не сезон …), обещания, что в следующем месяце обязательно все будет. Наличие такого сотрудника вызывает жуткий дискомфорт у руководителя, потому, что вы все время перед выбором: уволить или еще подождать. Наличие в коллективе амёбы заразно, они заражают «людей в кепке».

«Корпоративный черт» – это непонятые «звезды». Когда-то их амбиции и желания получить особый статус в коллективе не нашли отклика у руководства. Теперь, раз уж они остались в компании, то они видят себя «серыми кардиналами». С точки зрения выполнения своих обязанностей и дисциплины, к ним не придерешься, но они открыто выражают свою не лояльность руководству и стратегии развития. Любые нововведения ими критикуются, новые технологии и новые направления работы трактуются ими, как способ возложить дополнительную нагрузку на работников.

Психология бизнеса. Как быстро разобраться какие сотрудники у вас работают.

     Теперь как выстраивать отношения с каждой из категорий сотрудников.

Проще всего работать с «человеком в кепке». Главное точно выполнять перед ним свои обязательства по оплате и прочие обещания. Тогда все отношения с ними будут носить только деловой характер.

Со «звездой» надо обсудить все ее амбициозные планы и ее ожидания от работы в вашей компании. Возможно, это будет индивидуальное премирование, возможно, это будет обучение за счет компании, возможно просто понятный карьерный рост в ближайшей перспективе или что-то еще. При этом со своей стороны «звезда» должна взять на себя какой-то индивидуальный план.

От «амёб» надо избавляться. Первым шагом надо дать человеку возможность избавиться от дурной привычки. Поэтому даете «амебе» определенный срок на исправление, например три месяца. К концу этого срока сотрудник должен давать стабильные плановые показатели и перестать регулярно отпрашиваться по личным причинам. Если через три месяца все пришло в норму, то вопрос решен. Останется лишь еще какое-то время внимательно контролировать сотрудника. Если же амёбность повторяется, то от такого сотрудника надо избавляться. Потому, что наличие «амебы» плохо влияет на «человека в кепке», они быстро заражаются амёбностью.

Что надо делать с «корпоративным чертом»? Его надо возвращать в статус «звезды». Для этого еще раз обсудить с ним его амбиции, которые когда-то не были услышаны. Если его требования адекватны, так например, сотрудник хочет повышенный бонус взамен повышенного плана, то на это следует согласиться. Возможно, его заинтересует более высокая по статусу позиция в компании. В этом тоже нет ничего плохого, ведь это высококлассный специалист, и более сложные задачи мотивируют его на более продуктивную работу. Понятно дело, что эти договоренности должны иметь взаимный характер. Если же требования будут неадекватны, то с таким сотрудником придется расстаться, каким бы сложным решением это не казалось. Иначе рост вашей компании будет встречать жесткое сопротивление.

В общем, если задачи ясны, то за работу !